О том, как изменятся в этом году задания по
Единому госэкзамену, рассказал «КП» директор Федерального института
педагогических измерений Андрей Ершов
- Основные новшества будут в ЕГЭ по математике и
обществоведению. В первом случае к заданиям по алгебре и началам
анализа добавлена геометрия. Совет по ЕГЭ при Президенте России обратил
внимание, что в прежние годы этого раздела не было, хотя и в
государственных образовательных стандартах, и в школьной программе он
есть. Просили нас об этом и ректоры. Специалисты, а среди них есть и
школьные учителя, и профессора МГУ, подготовили новый вариант
контрольно-измерительных материалов по всему курсу математики.
Демонстрационный вариант был выложен на нашем сайте еще летом. И вот в
конце прошлого года его доработали и утвердили. - Чем новый вариант ЕГЭ по математике отличается от предыдущего?
- Из него исключена часть «А» - та, в которой
надо выбрать правильный ответ из четырех предложенных. Стало больше
практических задач, добавились задания по геометрии. В первой его части («В») - 12 заданий базового
уровня сложности, в которых надо найти правильный ответ: решить пример
или задачу. Вторая часть («С») состоит из шести заданий.
Здесь уже и ответ нужен развернутый, и поискать его придется подольше.
Задания С1 - С4 - это повышенный уровень сложности, С5 и С6 - высокий. - Экзамен стал сложнее или проще?
- Он стал более добротным. Мы обкатали его на
очень большой контрольной группе - 30 тысяч человек. Средний балл у
тех, кто решал новый вариант ЕГЭ, не отличается от того, что был у
ребят в прошлом году. Зато теперь есть возможность точнее
дифференцировать показанный результат. Часть «В» по силам решить любому даже без
какой-либо целенаправленной подготовки - задания выложены в открытом
доступе. Это будет уровень тройки. На более высокую оценку надо решить
задания из части «С». Вот над ними придется подумать - с разбегу их
решить будет трудно. Задания С1 - С5 за четыре часа экзамена преодолимы
для школьника, который учил предмет. А вот задание С6, по оценкам
экспертов, - это уровень мехмата МГУ. Если кто-то из гуманитариев не
решит его, ничего страшного или стыдного не будет. - Зачем в ЕГЭ по обязательному предмету включать такие сложные задания?
- Профильным техническим вузам надо отбирать
среди абитуриентов тех, кто в состоянии освоить их программу. Поэтому
для сугубых гуманитариев есть часть «В» и первые вопросы части «С», а
технари должны знать математику так, чтобы и сложное задание оказалось
им по силам. - А что ждет тех, кто будет сдавать обществоведение?
- Тут изменения не такие радикальные, но все же. Сокращено с 30 до 24
число заданий с выбором ответа. В вопросах части «В» теперь надо будет
заполнить не только пропущенный элемент схемы, но и ячейку таблицы.
Введено новое задание С8 - составить план развернутого ответа на
заданную тему. Изменены критерии оценки за мини-сочинение - теперь за
него можно получить пять баллов. - А другие предметы?
- С 2011 года, видимо, экзамен по информатике
начнут сдавать на компьютерах - это требование президента Медведева.
Пока мы больше ничего не готовим. - Остальные материалы ЕГЭ остались в неизменном виде с прошлого года?
- Нет, все 465 вариантов по всем предметам
проходят «косметическую» переработку. Вообще задания ЕГЭ «живут»
два-три года. Каждый год мы по-новому перемешиваем те, которые уже есть
в нашем банке данных, изымаем «отслужившие» свое и неудачные, добавляем
новые. Эта работа постоянно ведется, но таких серьезных изменений, как
с математикой и обществознанием, естественно, не вносится. - А как вы определяете, какой из вопросов - хороший, а какой - плохой?
- Всего существует 26 тысяч заданий по ЕГЭ - это
все варианты по всем предметам. В июле, после второй волны экзамена, мы
собираем статистику по каждому из них, анализируем ее. Если на какой-то
вопрос в одном регионе верно ответили 90%, а в другом - 15%,
отбраковываем его. Но сейчас таких уже, наверное, не осталось. - Почему вы в этом уверены?
- Есть наработанная статистика. Все варианты
проходят многократную проверку. Замена неудачных вопросов, уточнение
формулировок и есть та самая «косметика». Такой базы данных в стране
никогда не было - теперь качество образования можно объективно
измерить. - Уровень образования или способность правильно заполнить лист с ответами?
- Мы сокращаем число заданий в виде теста, все
больше задач имеет творческое решение. Даже часть экзамена по истории,
в которой надо правильно назвать даты важных событий, появилась не
случайно - надо привыкать мыслить структурно. - Для подготовки к ЕГЭ существует великое множество курсов и пособий...
- На самом деле, для того чтобы сдать экзамен,
надо просто старательно учиться в школе. И не только последний год, а
все 11 классов. У меня есть знакомые выпускники, которые сдавали
экзамен сами, без всяких натаскиваний репетиторами, и результат был
около 100 баллов. Но это сильные ученики хороших школ. Для тех, кто хочет целенаправленно
подготовиться, есть целый ряд пособий - они перечислены на сайте
Федерального института педагогических измерений (http://www.fipi.ru/).
Местные управления образованием проводят тренинги - на них тоже можно
ходить. - Вы говорите про сильных учеников хороших школ. А как быть середнячкам посредственной школы?
- Сдать ЕГЭ может любой старательный ученик. А те
школы, где плохо учат, - это больше забота не для нас, а для местного
управления образованием. ЕГЭ показывает реальный уровень выпускников, и
сразу становится понятно, чему научил тот или иной преподаватель, как
поставил процесс обучения в школе директор. Выяснилось, что выпускники
такой-то школы завалили ЕГЭ, - нужно принимать меры. Если, конечно,
местные власти хотят иметь в своем регионе грамотных, современных
специалистов, а не тех, кто работает спустя рукава. Мы же понимаем,
какие кадры можно получить из тех школьников, которым «рисовали»
хорошие оценки, которых в школе тянули за уши.
|